Обслуживание подшипниковых узлов

← Предыдущий раздел Оглавление Следующий раздел →

6.3. Обслуживание подшипниковых узлов

Обслуживание подшипниковых узлов двигателя проводится при плановом и неплановом техническом обслуживании.



Надежность работы двигателя во многом определяется качеством технического обслуживания подшипниковых узлов.

Во время эксплуатации двигателя необходимо выполнять следующее:

  • контролировать шум подшипников и вибрацию во время работы;
  • следить за температурой подшипниковых узлов;
  • проводить регулярное пополнение и замену смазки;
  • вовремя диагностировать необходимость замены подшипников;

Расчетный срок службы закрытых подшипников около 20 000 ч. По окончанию срока службы подшипники подлежат замене.

Подшипники необходимо снимать с вала только в случае их замены и только с применением специального съемника.

Замену подшипников проводить по истечении срока их службы, а также при появлении аномальных шумов, стуков или заеданий.

При насадке на вал открытые подшипники рекомендуется нагреть в минеральном масле, закрытые - в воздушной среде до температуры + 80...+ 90 °С.



  Запрещается оказывать излишнее осевое давление на вал или наносить удары!

Для диагностики состояния подшипников рекомендуется применять специальные приборы вибродиагностики с анализаторами спектра.

Закрытые подшипники поставляются с заложенной на весь срок службы смазкой.

Открытые подшипники первично наполняются смазкой Изготовителем двигателя.

Периодичность пополнения смазки в двигателях с открытыми подшипниками,
(в часах, но не реже 1 раза в 2 года)
Расположение
вала
Температура окружающей среды, °С Синхронная частота вращения вала двигателя, мин1
3000 1500 1000 750 600
Горизонтальное + 25 3 000 4 000 6 000 10 000 13 000
+ 40 1 500 2 000 3 000 5 000 6 500
Вертикальное + 25 1 500 2 000 3 000 5 000 6 500
+ 40 750 1 000 1 500 2 500 3 250


При продолжительной работе в крайних пределах зоны «В» по частоте и напряжению питающей сети (см. п. 3.2 Приложения 3) или с допустимой перегрузкой (сервис-фактором) периодичность пополнения смазки необходимо уменьшить в два раза, по сравнению с указанными значениями в таблице.

Количество смазки, необходимое для полной замены
(при пополнении необходимо 20-30% от указанного количества)
Типоразмер двигателя Кол-во смазки, г
со стороны рабочего конца вала с противоположной стороны
Габарит 80-180 всех исполнений Применяются закрытые подшипники, не требующие замены смазки
5А200,5А200К, 5А225К 170 112
5А225,5А250К 200 125
5АМ250,5А280К, 5АМ280, 6A315S, М 270
5АМ315, 6A315L 320

После двух пополнений смазка полностью заменяется.


  • При полной замене смазки снимается крышка подшипника, старая смазка удаляется из полости крышки подшипника и с подшипника, при помощи ветоши смоченной в бензине.
  • При пополнении смазки путем нанесения на подшипник, смазка втирается в сепаратор подшипника до уровня обоймы, и заполняется на 30% полость в крышке подшипника ближе к ее периферии.
  • При замене смазки шприцеванием, должны быть вывернуты сливные пробки во избежании попадания смазки внутрь двигателя.

Для смазки подшипников необходимо использовать следующие марки смазочных средств:

  • климатические исполнения У1, У2, УЗ, УХЛ4 и Т2 — Литол-24;
  • климатические исполнения ХЛ1, ХЛ2, УХЛ1, УХЛ2 — ЦИАТИМ-221.

Допускается использовать другие смазки, имеющие одинаковую основу с указанными.

Заводская смазка и ее основа Заменители
производитель марка смазки
Литол-24 (продукт загущения смеси нефтяных масел литиевым мылом оксистеариновой кислоты) - ЛДС-3
SKF LGWA2, LGHQ3
Shell Alvania 3 или EP2
Mobil Mobilux ЕР 004
Esso Unlrex N2, N3 или S2
FAG Arcanol TEMP110
Castrol Spheerol AP3
ЦИАТИМ-221 (продукт загущения кремнийорганической жидкости комплексным кальциевым мылом стеариновой и уксусной кислот) - ВНИИНП-207
Shell Aero Shell Grease 15 Aero Shell Grease 15A Aero Shell Grease 22
Mobil Moblltemp SHC 32

Не допускается смазку Литол-24 и ее заменители, имеющие литиевую основу, смешивать с кальциевыми (солидолы), натриевыми и алюминиевыми смазками.

Сменные уплотнения по валу

Для обеспечения степени защиты IP55 могут применяться V-образные уплотнения по линии вала. Изготовителем используются уплотнения оригинальной конструкции, однако в случае их замены допускается применять уплотнения фирмы SKF в соответствии с Приложением 7.

Замену уплотнений необходимо проводить, соблюдая следующую периодичность:

Тип уплотнения Периодичность замены, часы
V-образное резиновое уплотнение 4 000
Манжета армированная (ГОСТ 8752-79) 1 500

При замене V-образных резиновых уплотнений вал двигателя проворачивается и уплотнение пригоняется к уплотняемой поверхности так, чтобы был выдержан установочный размер «L», указанный в Приложении 7 Руководства.

При установке на вал новых V-образных резиновых уплотнений, торцевую поверхность трения на подшипниковой крышке и в подшипниковом щите необходимо смазать тонким слоем смазки ЦИАТИМ-221.

При установке новых армированных манжетных уплотнений между подшипниковым щитом и манжетой заложить смазку ЦИАТИМ-221.


← Предыдущий раздел Оглавление Следующий раздел →