6.3. Обслуживание подшипниковых узлов
Обслуживание подшипниковых узлов двигателя проводится при плановом и неплановом техническом обслуживании.
|
Надежность работы двигателя во многом определяется качеством технического обслуживания подшипниковых узлов.
|
Во время эксплуатации двигателя необходимо выполнять следующее:
- контролировать шум подшипников и вибрацию во время работы;
- следить за температурой подшипниковых узлов;
- проводить регулярное пополнение и замену смазки;
- вовремя диагностировать необходимость замены подшипников;
|
Расчетный срок службы закрытых подшипников около 20 000 ч. По окончанию срока службы подшипники подлежат замене.
Подшипники необходимо снимать с вала только в случае их замены и только с применением специального съемника.
|
Замену подшипников проводить по истечении срока их службы, а также при появлении аномальных шумов, стуков или заеданий.
При насадке на вал открытые подшипники рекомендуется нагреть в минеральном масле, закрытые - в воздушной среде до температуры + 80...+ 90 °С.
|
Запрещается оказывать излишнее осевое давление на вал или наносить удары!
|
|
Для диагностики состояния подшипников рекомендуется применять специальные приборы вибродиагностики с анализаторами спектра.
|
Закрытые подшипники поставляются с заложенной на весь срок службы смазкой.
Открытые подшипники первично наполняются смазкой Изготовителем двигателя.
Периодичность пополнения смазки в двигателях с открытыми подшипниками,
(в часах, но не реже 1 раза в 2 года)
Расположение
вала |
Температура окружающей среды, °С |
Синхронная частота вращения вала двигателя, мин1 |
3000 |
1500 |
1000 |
750 |
600 |
Горизонтальное |
+ 25 |
3 000 |
4 000 |
6 000 |
10 000 |
13 000 |
+ 40 |
1 500 |
2 000 |
3 000 |
5 000 |
6 500 |
Вертикальное |
+ 25 |
1 500 |
2 000 |
3 000 |
5 000 |
6 500 |
+ 40 |
750 |
1 000 |
1 500 |
2 500 |
3 250 |
|
При продолжительной работе в крайних пределах зоны «В» по частоте и напряжению питающей сети (см. п. 3.2 Приложения 3) или с допустимой перегрузкой (сервис-фактором) периодичность пополнения смазки необходимо уменьшить в два раза, по сравнению с указанными значениями в таблице.
|
Количество смазки, необходимое для полной замены
(при пополнении необходимо 20-30% от указанного количества)
Типоразмер двигателя |
Кол-во смазки, г |
|
со стороны рабочего конца вала |
с противоположной стороны |
Габарит 80-180 всех исполнений |
Применяются закрытые подшипники, не требующие замены смазки |
5А200,5А200К, 5А225К |
170 |
112 |
5А225,5А250К |
200 |
125 |
5АМ250,5А280К, 5АМ280, 6A315S, М |
270 |
5АМ315, 6A315L |
320 |
После двух пополнений смазка полностью заменяется.
|
- При полной замене смазки снимается крышка подшипника, старая смазка удаляется из полости крышки подшипника и с подшипника, при помощи ветоши смоченной в бензине.
- При пополнении смазки путем нанесения на подшипник, смазка втирается в сепаратор подшипника до уровня обоймы, и заполняется на 30% полость в крышке подшипника ближе к ее периферии.
- При замене смазки шприцеванием, должны быть вывернуты сливные пробки во избежании попадания смазки внутрь двигателя.
|
Для смазки подшипников необходимо использовать следующие марки смазочных средств:
- климатические исполнения У1, У2, УЗ, УХЛ4 и Т2 — Литол-24;
- климатические исполнения ХЛ1, ХЛ2, УХЛ1, УХЛ2 — ЦИАТИМ-221.
Допускается использовать другие смазки, имеющие одинаковую основу с указанными.
Заводская смазка и ее основа |
Заменители |
производитель |
марка смазки |
Литол-24 (продукт загущения смеси нефтяных масел литиевым мылом оксистеариновой кислоты) |
- |
ЛДС-3 |
SKF |
LGWA2, LGHQ3 |
Shell |
Alvania 3 или EP2 |
Mobil |
Mobilux ЕР 004 |
Esso |
Unlrex N2, N3 или S2 |
FAG |
Arcanol TEMP110 |
Castrol |
Spheerol AP3 |
ЦИАТИМ-221 (продукт загущения кремнийорганической жидкости комплексным кальциевым мылом стеариновой и уксусной кислот) |
- |
ВНИИНП-207 |
Shell |
Aero Shell Grease 15 Aero Shell Grease 15A Aero Shell Grease 22 |
Mobil |
Moblltemp SHC 32 |
|
Не допускается смазку Литол-24 и ее заменители, имеющие литиевую основу, смешивать с кальциевыми (солидолы), натриевыми и алюминиевыми смазками.
|
Сменные уплотнения по валу
Для обеспечения степени защиты IP55 могут применяться V-образные уплотнения по линии вала. Изготовителем используются уплотнения оригинальной конструкции, однако в случае их замены допускается применять уплотнения фирмы SKF в соответствии с Приложением 7.
Замену уплотнений необходимо проводить, соблюдая следующую периодичность:
Тип уплотнения |
Периодичность замены, часы |
V-образное резиновое уплотнение |
4 000 |
Манжета армированная (ГОСТ 8752-79) |
1 500 |
При замене V-образных резиновых уплотнений вал двигателя проворачивается и уплотнение пригоняется к уплотняемой поверхности так, чтобы был выдержан установочный размер «L», указанный в Приложении 7 Руководства.
При установке на вал новых V-образных резиновых уплотнений, торцевую поверхность трения на подшипниковой крышке и в подшипниковом щите необходимо смазать тонким слоем смазки ЦИАТИМ-221.
При установке новых армированных манжетных уплотнений между подшипниковым щитом и манжетой заложить смазку ЦИАТИМ-221.